Общение с Алисой

Алиса — это голосовой помощник, встроенный в Браузер. Она поможет вам найти информацию в интернете, расскажет о новостях и погоде, включит музыку, запустит программу или просто поболтает с вами.

Чтобы спросить Алису о чем-то:

  1. Выберите один из способов:

    • На боковой панели нажмите значок .

    • Произнесите фразу «Слушай, Алиса» или «Слушай, Яндекс».

      Внимание

      Голосовая активация Алисы доступна только в Яндекс Браузере для Windows.

      Дождитесь звука активации. Когда Алиса готова к общению, в чате пульсирует значок .

  2. Задайте Алисе вопрос или произнесите команду.

    Совет

    Чтобы просто поговорить с Алисой, скажите: «Давай поболтаем». Алиса умеет поддерживать беседу на разные темы, рассказывать анекдоты и шутить. Ей помогает импровизировать нейросеть, обученная на массиве текстов в интернете. В режиме беседы помощник не будет выполнять команды и искать информацию. Чтобы выйти из режима беседы, скажите: «Хватит», «Закончить», «Вернись» или «Выйти».

Чтобы закончить общение, в окне Браузера за пределами чата с Алисой нажмите правую или левую кнопку мыши.

Беседа с Алисой хранится до перезагрузки компьютера. Чтобы удалить беседу раньше, активируйте Алису и в правом верхнем углу чата нажмите  → Очистить историю.

Чтобы убрать значок с экрана новой вкладки и отключить Алису:

  1. Нажмите  → Настройки → Интерфейс.
  2. В разделе Вид экрана новой вкладки отключите опцию Включить Алису.

Примеры запросов и команд

  • Какая сегодня погода?

  • Расскажи новости футбола.

  • Найди кафе рядом.

  • Закажи такси до Манежной площади.

  • Где купить посудомойку недорого?

  • Открой сайт Госуслуг.

  • Включи радио «Рок».

  • Открой рецепт ризотто с белыми грибами.

  • Хочу послушать Beatles.

  • Давай поболтаем.

  • Давай придумаем.

  • Давай нарисуем.

Больше примеров команд см. в справочнике голосовых команд. Все навыки, созданные для Алисы Яндексом и пользователями, можно увидеть в Яндекс Диалогах.

Узнайте больше

Настройки

Отключить голосовую активацию
  1. Нажмите  → Настройки → Инструменты.

  2. В разделе Голосовой помощник «Алиса» отключите опцию Включить голосовую активацию фразой.

Теперь Алиса не будет реагировать на голос. Чтобы запустить Алису, на боковой панели нажмите значок .

Включить микрофон
  1. В Windows откройте Панель управления.
  2. Нажмите Звук.
  3. Перейдите на вкладку Запись.
  4. Нажмите правой кнопкой мыши на строку Звуковые устройства не установлены.
  5. Выберите Показать отключенные устройства.
  6. Нажмите правой кнопкой мыши на микрофон и выберите Включить.

Подробные сведения о настройке микрофона см. в Справке Windows.

Алиса и личные данные

В сервисах Яндекса, которыми вы пользуетесь, остаются ваши данные (например, история запросов к Алисе). Мы защищаем эти данные. Наши хранилища соответствуют SOC 2 — это один из самых надежных международных стандартов.

Вы можете скачать или удалить свои личные данные.

1. Откройте страницу Управление данными и убедитесь, что вы вошли с нужным Яндекс ID.

2. В разделе Сервисы нажмите кнопку с названием сервиса и затем нажмите Заказать архив.

По окончании выгрузки архива Яндекс отправит вам письмо, что архив можно скачать. Если у вас нет почты на Яндексе, то о статусе выгрузки вы сможете узнавать только из информации на странице.

Примечание

Архив будет защищен паролем. О том, как получить пароль и открыть архив, читайте в Справке Яндекс ID.

1. Откройте страницу Управление данными и убедитесь, что вы вошли с нужным Яндекс ID.

2. В разделе Сервисы нажмите кнопку с названием сервиса. Откроется список с данными, которые Яндекс хранит для этого сервиса.

3. Выберите данные, которые хотите удалить, и нажмите Удалить выбранные.

4. В открывшемся окне нажмите Удалить данные.

После удаления почти все данные станут недоступны. Некоторые данные Яндекс будет хранить еще какое-то время, потому что этого требует закон.

Узнайте больше

Решение проблем

Алиса меня не слышит
Проверьте микрофон

На боковой панели нажмите значок . Если значок  пульсирует — значит, микрофон настроен верно.

Если значок не пульсирует, проверьте работу микрофона:

Примечание

В зависимости от версии Windows путь к нужной настройке может отличаться.

  1. В Windows откройте Панель управления.
  2. Нажмите Звук.
  3. На вкладке Запись найдите микрофон.
  4. Нажмите на него правой кнопкой мыши и выберите Использовать по умолчанию.
  5. Нажмите на микрофон правой кнопкой мыши и выберите команду Свойства.
  6. В открывшемся окне перейдите на вкладку Уровни. Оба параметра не должны быть одновременно установлены на минимум или максимум.
  7. Перейдите на вкладку  Дополнительно и убедитесь, что дополнительная обработка сигнала отключена (опция Включить дополнительные средства звука).
  8. Отключите специальные звуковые эффекты. Откройте вкладку Улучшения. Включите опцию в пункте Отключение всех звуковых эффектов и нажмите Применить → Оk.

Подробные сведения о настройке микрофона см. в Справке Windows.

Проверьте голосовую активацию

Если голосовая активация отключена, Алиса реагирует на команды, только когда вы нажимаете значок .

Чтобы включить голосовую активацию:

  1. Нажмите  → Настройки → Инструменты.

  2. В разделе Голосовой помощник «Алиса» включите опцию Включить голосовую активацию фразой.

Установите микрофон в настройках Браузера
  1. Нажмите  → Настройки → Сайты.

  2. Прокрутите страницу вниз и нажмите Расширенные настройки сайтов.

  3. В разделе Доступ к микрофону выберите устройство вручную.

Отключите антивирус

Иногда голосовые команды блокирует антивирус или блокировщик рекламы. Отключите их и проверьте, слышит ли вас Алиса.

Отключите в антивирусном ПО проверку соединений HTTPS. Используйте инструкции:

Для других антивирусов или блокировщиков рекламы попробуйте найти инструкцию на сайте производителя или изменить настройки самостоятельно.

Если проблема сохраняется, напишите нам.

Не могу включить голосовую активацию

Опция Включить голосовую активацию фразой неактивна, если отключена боковая панель. Чтобы пользоваться голосовой активацией, включите боковую панель в Браузере:

  1. Нажмите  → Настройки → Интерфейс.
  2. В разделе Боковая панель включите опцию Показывать боковую панель.
Алиса не отвечает на вопрос

Если Алиса активируется, но не отвечает на вопросы — скорее всего, дело в интернет-подключении. Алисе нужен стабильный доступ в интернет. Убедитесь, что интернет подключен, перезапустите Браузер и спросите еще раз.

Если проблема сохраняется, напишите нам.

Алиса неверно определяет местоположение
Укажите свое местоположение в Яндекс ID
  1. В настройках Яндекса откройте вкладку Мои места.

  2. В полях Дом и Работа введите домашний и рабочий адреса.

Сообщите Алисе свое местоположение
  1. Откройте в Браузере Яндекс ID.

  2. Подождите, чтобы Алиса подключилась к аккаунту (в зависимости от скорости интернета это может занять до 15 минут). Задайте Алисе вопрос о местоположении, например: «Куда сходить постричься недалеко от моего дома?»

  3. Алиса спросит, какой адрес у дома. Ответьте ей.

Таким же образом вы можете сообщить Алисе место работы.

Написать в службу поддержки